Что изменилось Суть изменения

Отражение в материалах

КонсультантПлюс

Казначейская система
Бюджетный кодекс РФ дополнен новыми главами В новых главах Бюджетного кодекса РФ от­ражены положения:

—       о системе казначейских платежей;

—       едином казначейском счете;

—       казначейском обслуживании разных видов операций и др.

Оператором системы казначейских плате­жей установлено Федеральное казначей­ство.

В нормах закреплены понятия прямых и косвенных участников системы казначей­ских платежей. Прямыми участниками яв­ляются те, кому открыты лицевые счета в Федеральном казначействе, например, все получатели средств федерального бюджета.

Косвенными являются получатели средств бюджетов субъектов РФ и местных бюдже­тов, если соответствующий финансовый орган субъекта РФ или муниципального образования не передал отдельные функ­ции по исполнению бюджета Федераль­ному казначейству. В этом случае такие участники тоже становятся прямыми.

Новыми положениями закрепляется воз­можность использования современных платежных технологий для осуществления платежей в бюджет посредством взаимо­действия с платежными системами.

Казначейское обслуживание и система казначейских платежей по новым прави­лам начали функционировать с 01.01.2021

Подробности в обзоре Последние изменения: Порядок казначейского обслуживания исполнения бюдже­тов.

Соответствующие положения учтены:

—       в Готовом решении: Общие по­ложения о бухгалтерском учете в бюджетных и автономных учреждениях;

—       Готовом решении: Как санкцио­нируют расходы учреждения

Новый порядок казначейского обслуживания Минфин утвердил новый порядок казна­чейского обслуживания.

Порядок установил правила информаци­онного обмена между прямыми участни­ками системы казначейских платежей и ОФК. Обмен должен совершаться в элек­тронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи.

Документы на бумажном носителе пред­ставляются, только если эти документы со­держат гостайну или у прямого участника отсутствует техническая возможность ин­формационного обмена в электронном виде.

Казначейские платежи осуществляются на основании документов, реквизиты которых приводятся в приложениях к порядку.

До 1 января 2023 г. нужно применять только формы, представленные в прило­жениях 15 – 26 к порядку.

Порядок также регламентирует казначей­ское обслуживание:

—       поступлений в бюджеты;

—       исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

—       операций со средствами бюджетных и автономных учреждений;

—       операций со средствами во временном распоряжении и др.

Кроме того, он определяет особенности казначейского обслуживания при проведе­нии операций с иностранной валютой и по­рядок уточнения операций при исполнении бюджетов.

Применять порядок необходимо с 01.01.2021

Соответствующие положения учтены:

—       в Готовом решении: Как учре­ждению заполнить платежные документы на уплату пеней и штрафов по налогам и страхо­вым взносам;

—       Готовом решении: Как учрежде­нию заполнить заявку на кассо­вый расход (ф. 0531801);

—       Готовом решении: Как запол­нить заявку на возврат                (ф. 0531803).

Требования к реквизитам докумен­тов учтены:

—       в Форме: Заявка на кассовый расход на уплату штрафа по страховым взносам по акту налоговой проверки, заполнен­ная бюджетным учреждением (Форма по КФД 0531801) (обра­зец заполнения);

—       Форме: Заявка на кассовый рас­ход на перечисление возна­граждения по договору воз­мездного оказания услуг (для казенного учреждения) (Форма по КФД 0531801) (образец         за­полнения);

—       Форме: Заявка на кассовый рас­ход на перечисление возна­граждения по договору воз­мездного оказания услуг (для бюджетного учреждения) (Форма по КФД 0531801) (обра­зец заполнения)

Утверждены правила организации и функционирования системы каз­начейских платежей Минфин утвердил порядок организации и функционирования системы казначейских платежей.

Документ определяет порядок взаимодей­ствия участников и оператора системы каз­начейских платежей.

Оператор – Федеральное казначейство – обеспечивает функциониро­вание си­стемы, в т.ч.:

—       прием и исполнение распоряжений о перечислении,

—       осуществ­ление операций по казначей­ским счетам,

—       взаимодействие участников системы каз­начейских платежей через свои тер­ритори­альные органы.

Порядок регламентирует осуществление этих процедур.

Так, например, распоряжение о перечис­лении, представленное участником, перед приемом к исполнению будет последова­тельно проверено по нескольким пунктам, в том числе:

—       контроль целостности распоряжения;

—       удостоверение в праве распоряжения денежными средствами на казначей­ском счете;

—       контроль значений реквизитов;

—       проверка на соответствие требова­ниям нормативных правовых актов Российской Федерации.

Применять порядок необходимо с 01.01.2021

Изменения учтены:

—       в Готовом решении: Как учре­ждению заполнить платежные документы по налогу на при­быль;

—       Готовом решении: Как учрежде­нию заполнить сводную заявку на кассовый расход                            (ф. 0531860)

Учет

С 1 января 2021 г. обязателен к применению еще один стандарт бухгалтерского учета С 01.01.2021 организации бюджетной сферы обязаны применять СГС «Немате­риальные активы».

Стандарт вводит определение нематери­альных активов, устанавливает порядок их признания и выбытия, оценки, амортиза­ции и обесценения.

В состав нематериальных активов включа­ются объекты, в отношении которых у субъекта учета возникли исключительные права или права пользования в соответ­ствии с лицензионными договорами либо иными документами.

В учете объекты нематериальных активов необходимо разделять на две подгруппы: с определенным сроком полезного исполь­зования и с неопределенным сроком по­лезного использования.

По объектам подгруппы с неопределен­ным сроком полезного использования не начисляется амортизация до тех пор, пока они не будут классифицированы в под­группу объектов с определенным сроком полезного использования.

В отчетности об объектах нематериальных активов необходимо раскрывать информа­цию, в частности:

—       о стоимости поступивших и выбывших нематериальных активов;

—       о суммах увеличения или уменьшения обесценения;

—       по объектам с определенным сроком полезного использования необходимо указать методы определения сроков и начисления амортизации;

—       о прочих изменениях стоимости объектов нематериальных активов, произошед­ших в течение периода

С изменениями можно ознако­миться в обзоре Последние измене­ния: Учет НМА (для организаций бюджетной сферы).

Соответствующие положения учтены:

—       в Готовом решении: Как казен­ному учреждению и органам власти организовать бюджет­ный учет нематериальных акти­вов;

—       Готовом решении: Как бюджет­ному и автономному учрежде­нию отразить в бухгалтерском учете начисление амортизации по основным средствам и нема­териальным активам;

—       Готовом решении: Какие операции отражаются на счете 111 00 «Права пользования активами»

Выпущены методрекомендации по примене­нию СГС «Нематериаль­ные активы» Минфин России разъяснил порядок приме­нения СГС «Нематериальные активы».

В рекомендациях разъяснены основные правила (способы) ведения учета объек­тов нематериальных активов.

Кроме этого, поясняются особенности учета объектов нематериальных активов, созданных своими силами, и объектов не­материальных активов в виде объектов культурного наследия.

Приведены примеры с операциями по сче­там, например, отражающие приобрете­ние автономным учреждением прав поль­зования по лицензионному договору, фор­мирование бюджетным учреждением пер­воначальной стоимости объекта немате­риальных активов, приобретенного в ре­зультате обменных операций и др.

Подробно разъяснен порядок последую­щей оценки нематериальных активов, начисления амортизации по ним, их ре­классификации и обесценения

Больше информации в Обзоре: «Нематериальные активы учрежде­ния учитывайте по новому стан­дарту с 2021 года».

Изменения учтены:

—       в Готовом решении: Как учре­ждению создать комиссию по поступлению и выбытию акти­вов;

—       Готовом решении: Как казен­ному учреждению и органам власти отразить в бюджетном учете вложения в нематериаль­ные активы;

—       Готовом решении: Как бюджет­ному и автономному учрежде­нию организовать бухгалтер­ский учет нематериальных акти­вов